Эсский перстень

Одним из экспонатов югорского городского Музея истории и этнографии является уникальный перстень, отлитый из белого металла. На нем изображен сюжет, очень схожий с процедурой шерти. Так называли принесение клятвы при заключении мира между представителями русских властей и югорских князей. Выглядит это так – на печатке перстня выгравировано хвойное дерево, по обе стороны от которого расположены фигуры людей. В поднятых руках они держат сабли, направленные остриями вниз. У правой фигуры в руке предмет, напоминающий чашу.

Шертная церемония, описанная в русских летописях, представляла собой сложное ритуальное действо. На поляне устанавливалась конструкция, напоминающая символический иконостас, под которым была разложена медвежья шкура. На нее положены хлеб и рыба, а также скрещенные сабли остриями вверх. Представители враждующих сторон всходили на медвежью шкуру со словами «Кто сесь мир изменит, по их нраву бог казни». Затем христиане кланялись кресту, а язычники — «на полдень». Завершался ритуал питьем воды из золотой чаши с приговором: «Если кто изменит, то ты золото, чюй!». Документ, содержащий мирный договор, вероятно, скреплялся печатью, которой как раз и служил перстень с изображением обряда священной клятвы. Об этом свидетельствуют следы материала схожего с сургучом на щитке перстня.

Перстень был найден на небольшом островке посреди поймы таежной речки Эсс в 20 км от Югорска. Точных аналогов эта находка не имеет.

В 2010 году перстень вошел в рейтинг топовых музейных экспонатов «80 сокровищ Югры».

Как русский перстень оказался в глухой сибирской тайге, может подсказать история периода создания единого Государства Российского во второй половины XV века, когда Иван III сумел собрать воедино русские земли, находившиеся до этого в удельных владениях. На востоке, по Уральскому хребту, присоединенные пермские владения московского князя граничили с еще не изведанными землями, где проживали угорские племена. В середине XV в. в Зауралье образовались два сильных княжества — Кондинское и Пелымское. Пелымские князья, непримиримые язычники Асыка и его сын Юмшан, не хотели становиться вассалами Московского государства. Вогулы, как тогда назывались манси, все чаще совершали набеги на пермяцкие земли, чем привлекли к себе недоброе внимание Москвы. В 1467 году отряд русских ратников неожиданно напал на Пелымский городок. Асыка был взят в плен и приведен в Вятскую землю. В Вятке вогульский вождь совершил шерть — ритуальную клятву в верности своим покорителям. Эту клятву, вырванную силой, Асыка не сдержал. Он умудрился сбежать и возобновил набеги. В 1481 году Асыка предпринял большой поход на Пермь Великую и сжег княжескую резиденцию городок Покчу. Этот набег привел к организации в 1483 году ответного грандиозного похода «на Асыку на вогульского да на Югру, на Обь Великую», и войско князя Юмшана было разбито.

Судьба Асыки после 1483 года неизвестна. Юмшан, сын Асыки, попал в плен, но был отпущен, получив охранную грамоту от самого Великого князя Ивана III. Побежденные югорские князья 31 декабря 1484 года у городка Усть-Вым подписали мирный договор с представителями московской власти. Возможно, именно тогда, после скрепления мирного договора, перстень со сценой шерти был вручен знатному вогуличу. Сын непокорного пелымского вождя Асыки стал московским наместником на отцовских землях, а Государь всея Руси Иван III в перечень своих титулов добавил «Князь Югорский». О дальнейшей судьбе Юмшана летописи умалчивают. Известно, что русские войска еще долгое время усмиряли строптивых пелымцев, многие из которых попали в плен, многие бежали в сибирскую глушь. Возможно, среди последних были представители знатной династии Асыки и Юмшана, и именно им принадлежал необычный некрополь. Этим можно объяснить и скрытое месторасположение могильника, и необычный обряд захоронений, и богатый погребальный инвентарь, включающий уникальный перстень.

Старинный перстень со сценой шерти, представленный в экспозиции югорского Музея истории и этнографии, свидетельствует о том, что все войны рано или поздно заканчиваются, а воюющие стороны приходят к мирным соглашениям.

Литература:

Зыков А.П., Кокшаров С.Ф. Эсский остров: из предыстории русского взятия Сибири // Родина. № 6. 2002. С. 87–90.

Перевалова Е.В. Шерть, «медвежья присяга» и пляска с саблями // Уральский исторический вестник. 2013. № 4 (41). С. 120–131.

Перевалова Е.В. Обские угры и ненцы Западной Сибири: этничность и власть. Санкт-Петербург, 2019. С. 43 — 47.

Шашков А.Т. Первые московские походы за Урал и Усть-Вымский мир 1484 г. // Обские угры. Материалы II Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 1999. С. 168–171;

Шашков А.Т. Северный Урал и Нижнее Приобье в конце XV–XVI вв. (по русским и иностранным источникам) // Историческая наука на рубеже веков. Статьи и материалы научной конференции, посвященной 60-летию исторического факультета УрГУ им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2000. С. 94–108.

Югорск. От легенды до точки на карте. // Екатеринбург, 1997.

Экспонаты югорского музея — свидетельства уникальных фактов истории обских угров. https://www.finnougoria.ru/news/23486/

Эсский могильник https://ilya-abramov-84.livejournal.com/4060.html

Югорску нужна легенда https://ugorskinfo.ru/jugorskij-vestnik/yugorsku-nuzhna-legenda.html